Джордж Гершвин (1898 – 1937)


Джордж Гершвин был композитором, который изобрёл свои собственные правила. Он черпал идеи из традиционной и популярной музыки, смешивая их и создавая нечто совершенно новое. Его музыку так любили, что он стал самым известным американцем своего времени. Для соотечественников Гершвин был человеком дня, новатором, пионером двадцатого века. Он воплощал в себе все самые удивительные черты американской жизни. Он вышел из самых низов и достиг самых больших высот с помощью своего таланта и упорного труда. Он был молод, красив и полон сил. Его напряжённый светский образ жизни привлёк внимание всего мира к обаянию Нью-Йорка. К концу своей жизни (а ему было только 38 лет) он был почитаем как значительный современный композитор.

Отец композитора, Морис Гершович, эмигрировал в Нью-Йорк в начале 1890-х годов. Как и тысячи других русских евреев, он намеревался начать в Америке новую жизнь. Вскоре после приезда он женился на Розе Брускиной, с которой познакомился ещё в России. Они поменяли фамилию на Гершвин, чтобы она звучала более по-американски. Джордж, их второй ребёнок, родился 26 сентября 1898 года в Бруклине.

Детство композитора прошло на Ист-Сайде, восточном квартале Нью-Йорка, населённом почти исключительно еврейскими иммигрантами. Джордж брал уроки таких музыкантов, как Ч. Хамбитцер, Э. Киленьи, Р. Гольдмарк и И. Шиллингер, но систематического музыкального образования так и не получил, а в 15 лет оставил школу и начал карьеру пианиста в музыкальном магазине «Реммик и компания» на Тин-Пен-Эллей. Хозяин фирмы – толстяк с огромной сигарой в зубах – пригласил молодого человека сыграть что-нибудь на рояле. По рассказам Гершвина, эта огромная сигара произвела на него столь глубокое впечатление, что он окончательно оробел и едва ли был в состоянии играть. В отчаянии он встал из-за рояля и направился к выходу. Его остановил голос: «Можете с завтрашнего дня приниматься за работу».

Три года Джордж провёл в музыкальном магазине Реммика, целыми днями проигрывая модные мелодии одному покупателю за другим. (Тин-Пен-Эллей - «Аллея жестяных кастрюль», на которой располагались музыкальные магазины, получила своё название потому, что шум от всех пианистов, игравших одновременно, напоминал грохот кастрюль на кухне). Вскоре он сам начал сочинять песни, в 18 лет создал свою первую оперетту, а в 24 – одноактную оперу «135-ая улица».

Гершвин стал известен как автор популярных песен, и в 1919 году молодой режиссёр Алекс Аарон заказал ему полную партитуру новой музыкальной комедии «Ла, Ла, Люсиль», которая принесла композитору первый успех. Громкая слава пришли к Гершвину в 22 года, когда вся страна подхватила мотив его песенки «Суони» («Swanee»), которая за несколько месяцев разошлась многомиллионным тиражом. Впоследствии Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего старшего брата Айры Гершвина (1896–1983). Среди самых известных спектаклей на музыку Гершвина: «Леди, будьте добры» (Lady, be good, 1924), «Безумная» (Girl Crazy, 1930), сатирические шоу «Пусть гремит оркестр» (Strike Up the Band, 1930) и «О тебе я пою» (Of Thee I Sing, 1931). За последнее произведение автор был удостоен Пулицеровской премии.

В 1924 году Гершвин написал «Рапсодию в стиле блюз» (Rhapsody in Blue) для фортепиано с оркестром, которая буквально перевернула американский музыкальный мир. Сам композитор назвал рапсодию «калейдоскопом Америки»: в ней нашли своё отражение и лихорадочные темпы городской жизни, и простор прерий, и искра джазовых танцев, и печаль негритянских блюзов. Это было первое сочинение, трактовавшее джаз в симфоническом плане. Из сочинителя модных песенок Джордж Гершвин превратился в композитора серьёзной музыки, основателя нового направления.

Вслед за Рапсодией появляются Фортепианный концерт фа мажор (1925), «Американец в Париже» (1928) и «Кубинская увертюра» (1935). В этих сочинениях традиции негритянского джаза и эстрадной музыки Бродвея сочетаются с классическими формами европейской музыки - оперной, симфонической, концертной.

Вершиной творческого пути Гершвина стала балладная опера «Порги и Бесс» («Porgy and Bess», 1935) по пьесе Д. Хейварда «Порги». Задумав написать оперу, Гершвин на целый год уехал из Нью-Йорка в Южную Каролину, где поселился в скромной хижине в рыбачьем посёлке, осваивая ритмы и звуки негритянских песен. Действие оперы разворачивается в бедном негритянском посёлке на берегу Мексиканского залива. Нищий калека Порги горячо любит красавицу Бесс, но в окружающем их мире всё очень запутанно. «Порги и Бесс» - сплетение любви, юмора, убийства, мести и трагедии. Это – первая в истории опера на сюжет из жизни негритянской бедноты, первая американская национальная опера.

К сожалению, критики, пришедшие на премьеру 10 октября 1935 года, сочли оперу неуклюжей смесью мюзикла и классики. Они полагали, что для настоящей оперы в ней слишком много отдельных песенных хитов, а для бродвейского мюзикла она слишком серьёзна и слишком хорошо исполнена. Спектакль был снят через 124 представления (тогда как наиболее удачные мюзиклы Гершвина давались по 300-400 раз). Это был тяжёлый удар для композитора. Ему не суждено было дожить до того времени, когда «Порги и Бесс» снискала себе заслуженный успех и заняла достойное место среди великих музыкальных шедевров.

В августе 1936 года Айра и Джордж, оставив театр, обратились к кинематографу и уехали в Голливуд, где Джордж написал музыку к кинофильмам «Станцуем?», «Дамсел в беде» и «Шалости Голдвина». В феврале 1937 года проявились первые признаки болезни, и 11 июля Джордж Гершвин умер от опухоли мозга.

На главную


Hosted by uCoz